00:15 Собственный опыт: внедрение VoIP | |
С момента появления возможности передачи речевой информации по IP сетям прошло 13 лет. За это время данная технология прошла большой путь развития и к настоящему моменту стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, причем ее широко используют не только обычные, частные пользователи, но различные организации. Организация, где я работаю, исключением не стала. После очередного анализа счетов за месяц у руководства возникла вполне здравая идея - необходимо оптимизировать расходы на связь. Возможных вариантов оказалось два - либо отказаться от звонков по межгороду (что, естественно, невозможно), либо искать возможность снизить стоимость минуты разговора. Вполне очевидным путем достижения данной цели стало внедрение IP-телефонии, о котором и пойдет речь в данной статье.
Небольшая предыстория
Интернет в нашей организации, как и во многих других, раздается через прокси сервер под управлением операционной системы Linux, играющий роль шлюза между Интернетом и локальной сетью. Естественно, что из Интернета все компьютеры нашей локальной сети выглядят как один внешний IP-адрес. Для защиты сети от внешних воздействий на шлюзе настроен брандмауэр (shorewall) работающий в режиме Blocked NAT. Целью внедрения IP телефонии было обеспечение междугородней и международной связи, при этом потребность в локальных IP-вызовах отсутствовала. Основные направления вызовов - Москва, Санкт-Петербург и другие российские регионы, а также страны СНГ - Украина, Беларусь, Казахстан.
Возможные варианты
Основных вариантов решения поставленной задачи оказалось два - Skype либо один из SIP-провайдеров, коих развелось великое множество. Наиболее известные - SIPNET (www.sipnet.ru) и Telphin (www.telphin.ru). Со Skype все оказалось вполне понятно - устанавливаем клиентскую программу (существуют варианты для разных операционных систем), пополняем счет и осуществляем вызовы. Для вызовов на стационарные и мобильные телефоны используется услуга SkypeOut. Пополнение счета Skype возможно различными способами: ваучер пополнения счета или через электронные платежные системы (Яндекс.Деньги, Moneybookers и другие). Прямой оплаты через Webmoney не предусмотрено, хотя особой проблемы это не представляет - можно либо купить ваучер, либо использовать сторонние сервисы. Оплатить «нормальным» банковским переводом с формированием полного комплекта бухгалтерских документов Skype невозможно (по крайней мере я не нашел такого способа), но можно платить с карты Visa. Проблем с использованием Skype, на компьютерах, подключенных к Интернет через прокси (в том числе через прокси с авторизацией) не возникло. Telphin, заслуживает отдельного рассмотрения. Если брать «поминутные» тарифы, то услуги Telphin выглядят весьма оригинально - все по 4,50 руб, причем эти услуги предоставляются в дополнении к безлимитным тарифам на выбранные направления. Самое интересное - у них нет тарифа «Безлимитная Россия». Неограниченные вызовы по России входят в тариф «Безлимитный мир», а Украина и Беларусь -вообще не входят в безлимитные тарифы. В общем, при выборе данного оператора необходимо очень внимательно изучать дополнительные условия. Однако услугами Telphin можно воспользоваться и под другим брендом - Telme, условия работы с которым гораздо интереснее. Фактически, если я правильно понимаю их маркетинг, услуги под брендом Telphin служат для организаций, a Telme - для частных клиентов. При этом Telme предлагает весьма демократичные тарифы, чем и интересен. Вторым, из известных SIP-провайдеров, является SIPNET. Он имеет несколько приятных особенностей. Во-первых, можно настроить разную маршрутизацию для различных направлений, что позволяет экономить на разговорах или выбрать маршрут с лучшим качеством связи. Эта особенность обусловлена тем, что SIPNET работает с несколькими поставщиками, предоставляющими свои услуги на разных условиях. Во-вторых, для организаций SIPNET предоставляет полный пакет необходимых бухгалтерских документов, что является несомненным плюсом данного оператора. В-третьих, SIPNET периодически открывает определенные направления для бесплатных звонков в течение суток, отсчитываемых по Гринвичу. Узнать список бесплатных направлений можно на официальном сайте SIPNET. Если сравнивать «личные кабинеты» (закрытые разделы сайтов предназначенные для клиентов), то у SIPNET он сделан удобнее. В отличии от Telme, у SIPNET можно осуществлять звонки непосредственно из личного кабинета, что удобно для пользователей использующих Интернет через Blocked NAT. Однако эта функция работает только из Internet Explorer, что однозначно не подходит людям, у которых установлен Linux. Кстати, у меня не получилось позвонить с сайта - возможно из-за неподходящего оборудования, возможно из-за настроек браузера или брандмауэра, а возможно из-за «кривизны» рук. Для доступа к услугам IP-телефонии Telme и SIPNET предлагают использовать программные или аппаратные SIP-телефоны. Для Telme - разработан специальный программный телефон - Telphin Softphone, где все настройки уже установлены как надо, а пользователю следует лишь ввести имя пользователя и пароль для доступа к услугам. Строго говоря, Telphin Softphone является не чем иным, как адаптацией известного программного телефона X-Lite. Это, несомненно, удобно, но только для тех, у кого Интернет подключен напрямую. Несмотря на то, что данная программа поддерживает НТТР-прокси, заставить ее корректно работать не получилось. Основная проблема - в настройках брандмауэра - но эта тема для отдельной статьи. Кстати, забегая вперед, скажу, что получить технически грамотную и конкретную консультацию в службе поддержки Telme мне не удалось, все свелось к общим словам - пробросьте порты, каких-либо конкретных рекомендаций по настройке shorewall дано не было. В службе поддержки SIPNET, прямо и четко, было сказано - протокол SIP не работает через НТТР-прокси. Но при этом, была дана ссылка на станицу с рекомендациями по настройке брандмауэра и объяснения как работает протокол SIP http://wiki.sipnet.ru/index.php. Рекомендую почитать -информация очень хорошо систематизирована и нет лишней «воды», что в наших условиях несомненный плюс. Также на сайте SIPNET есть очень неплохая подборка разных программных телефонов. В целом -перед тем как изучать вопросы, связанные с IP-телефонией рекомендую зарегистрироваться в SIPNET и внимательно просмотреть имеющуюся информацию. Сэкономите кучу времени. В любом случае - если вам будет необходимо использовать программные телефоны через прокси/шлюз - придется разбираться с настройками брандмауэра. Кстати, использовать SIP-телефонию можно и при невозможности по любым причинам (от политики безопасности, до «кривых рук» администратора) разрешения прохождения SIP-трафика через прокси сервер. Можно пойти двумя путями. Первый -использовать web-soft-phone (программные телефоны с web-интерфейсом). Второй - использовать Agent Mail.Ru, с рассмотрения которого мы и начнем. Для работы с данной программой необходимо быть зарегистрированным пользователем почтового сервера Mail.Ru, что, учитывая бесплатность его услуг, каких-либо проблем не вызывает. Сервис IP-телефонии в Агенте Mail.Ru предоставляет компания SIPNET. В чем-то отношения SIPNET с Mail.Ru похожи на отношения Telhin с Telme, по крайней мере, стоимость звонков через Mail.Ru, по ряду направлений, ниже, чем через SIPNET. В отличие от программных SIP-телефонов, Агент Mail.Ru очень прост в настройках, вполне корректно работает в сетях с Blocked NAT, и поддерживает использование НТТР-прокси с авторизацией, поэтому, для многих, это решение может оказаться самым удобным. Говоря о SIP-операторах нельзя не упомянуть Евросеть с ее проектом Еврофон Среди универсальных программных телефонов работающих через web-интерфейс можно выделить FlashPhone ( Если говорить о качестве связи - здесь каждый должен определиться самостоятельно, благо почти все провайдеры VoIP-телефонии предоставляют возможность совершения тестовых звонков либо по определенным направлениям, либо на определенную сумму, безвозмездно передаваемую пользователю при регистрации. Если говорить о моих субъективных впечатлениях - лучшее качество у связи у Skype, на втором месте Агент Mail.Ru, но в агенте при звонках по определенным направлениям появлялось эхо. При работе с SIPNET через FlashPhone - порядочно раздражала задержка при передаче и эхо. Но повторюсь, это только мои субъективные впечатления, возможно, обусловленные особенностями используемого подключения к Интернет.
Финансовый аспект
При переходе на использование IP-телефонии ведущую роль играет финансовая составляющая. Конечно, для организаций удобно, когда можно заключить договор и оплачивать расходы безналом, но и не менее важным является стоимость минуты разговора по интересующим направлениям. Для наглядности вся информация пересчитана в рубли и сведена в таблицу. Думаю, что какие-либо дополнительные комментарии не требуются, отмечу лишь, что для вызовов по России одни из самых выгодных условий у Skype, а для звонков в Украину и Казахстан - у SIP-провайдеров.
Собственно внедрение
Результатом всех анализов и сравнений стало то, что в качестве основного способа использовании IP-телефонии у нас на предприятии был таки выбран Skype. В перспективе возможно совместное использование Skype для звонков по России и SIPNET (через Агент Mail.Ru) для связи с Украиной, Беларусью и Казахстаном. В качестве оборудования, на первом этапе решено использовать USB IP-телефоны.
Эти устройства, выглядящие как оЬычные телефонные аппараты, подключаются к USB-порту компьютера и обладают микрофоном, динамиком и клавиатурой. Стоимость их не высока и составляет ориентировочно 500-800 рублей за аппарат, в зависимости от того, где его приобретать и фирмы изготовителя. Для обоснования экономического эффекта - были сделаны простые и в тоже время наглядные расчеты, приведенные в таблице. Полученные результаты - наглядно показывают, что все затраты на внедрение Skype - покупка телефона, увеличение расходов на Интернет (даже при дорогом тарифе) и некоторые неудобства с оплатой окупаются менее чем за месяц, а дальше начинается чистая экономия. А что еще нужно для предприятия, которое решило минимизировать собственные расходы на связь?
Антон Печеровый pecheroviy@nauchpribor.ru | |
|